домашний уют и интерьер

Лувр

ЛуврЗнаете ли вы, что один из самых известных мировых музеев мы могли бы и не увидеть? Оказывается, что после переноса королевской резиденции в Версаль здание Лувра так обветшало, что в 1750 году его приказали снести. Но пока готовились и мобилизовали средства на эту операцию, планы изменились: Лувр решили отреставрировать, а затем – обустроить там музей.

История Лувра началась во времена короля франков Филиппа II Августа. По идее эта башня должна была защищать Сите (королевский остров-городище).

К башне решают достроить крепостные стены, а во времена Карла V (то есть с середины XIV века) здесь обустраивают королевскую резиденцию. При Франциске I замок перестает быть замком, а взамен начинается развитие роскошного дворца.
Это дело продолжается лет 150, пока Людовик XIV не решает уехать из Парижа в новый Версальский дворец. Лувр, как я уже упоминал, даже решают снести, пока здесь не обустраивают музей. А его коллекции составили достояние французских королей.

Всем известной картиной коллекции Лувра является “Мона Лиза”. Картина, которая на самом деле называется “Портрет дамы Лизы Джокондо”. Полотно великого Леонардо да Винчи приобрел король Франциск I за 4000 экю. Картина украшала дворцы в Фонтенбло и Версале, а после революции ее вывесили в Лувре.

Если не считать этих путешествий, “Джоконду” почти никогда не перевозили. Буквально считанные разы картину экспонировали за пределами Лувра. Причем один раз – после кражи 1911 года, когда портрет почти случайно нашли в Италии.
В 1956 году “Мону Лизу” сначала облили кислотой, затем бросили в нее камень. С тех пор шедевр защищает пуленепробиваемое стекло, приставлена охрана, и вертикальные двери-засовы, которые изолируют вип-зону Лувра.

О том, что картина на самом деле маленькая (53 на 76 см), я знал. Хотя судя по реакции некоторых туристов – им казалось, что картина маловата.

Между прочим, чисто на вид некоторые наши областные музеи лучше защищены от неадекватных посетителей, чем Лувр. Здесь почти нет классических “бабулек” на стульчиках, защищающих триптихи и картины, а видеонаблюдения, при всем к нему уважении, не может мгновенно реагировать на преступные намерения любителей искусства. Я собственными глазами видел, как грубая тетка пальчиком поцарапали полотно Боттичелли.

К наиболее известным сокровищ музея принадлежит также беломраморная статуя Афродиты, которую мы все называем Венерой Милосской. Милосская – это не фамилия, а место находки: Венеру нашли в 1820 году на греческом острове Мелос. Интересно, что нашли ее с руками, которые позже отломали и где-то потеряли.

Меня удивил профиль девушки: у Венеры оказался серьезный такой нос. Просто я привык к классическому анфасу, воспроизводимого на всех репродукциях.

Коллекции музея огромны: древний Восток, Египет, Греция и Рим, искусство ислама, скульптуры, предметы искусства, графика. Все это тщательно закаталогизовано, подписано, описано и выставлено на показ.

Посетители попадают в музей через известную всем пирамиду. Ее можно сравнить с Эйфелевой башней: обе немало современников считали инородными телами. Обе гости Парижа считают символами города.

Пирамиду спроектировал американский китаец Йо Минг Пей. Замысел заключался в том, чтобы во-первых, продолжить линию Елисейских полей, а во-вторых, осовременить древний дворец.

Под пирамидой, кроме прямого назначения, знакомым с творчеством Дэна Брауна, размещается гигантский зал для посетителей.

Во время многочасовых переходов между шедеврами трудно удержаться от соблазна время от времени присесть и посмотреть на какое-то монументальное полотно. Например, на коронацию Наполеона работы Жака Луи Давида (полное название картины достойна ее размеров – “Коронация императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года”). Этих коронаций революционный художник написал несколько.

Вход в Лувр, Версаль, Фонтенбло стоит 10 евро. Для журналистов – бесплатно.

Оставить комментарий